Главная » Наука » Под Нижним Новгородом построят первый в России частный космодром. Это точно безопасно?

Под Нижним Новгородом построят первый в России частный космодром. Это точно безопасно?

Частной космонавтики в России пока нет (по крайней мере пилотируемой — точно). Но компания “КосмоКурс” обещает это исправить уже в ближайшие годы. Более того, в Нижегородской области может появиться первый в стране частный космодром. Конечно, не такой масштабный, как “Восточный”, но и обойтись он должен в тысячи раз дешевле. Речь идёт о двух стартовых столах для запуска небольших суборбитальных аппаратов, долетающих примерно до 100 км над Землей. Не МКС, конечно. Но этого достаточно для того, чтобы наладить космо-туристический бизнес. О деталях проекта в интервью “КП” рассказал глава “КосмоКурса” Павел Пушкин.

“Если Искандар Махмудов хочет участвовать — почту за честь”

— На данный момент все инвестиции полностью частные, — заявил “КП” Пушкин. — Государство не участвует практически никак.

— “Ведомости” называли президента Уральской горно-металлургической компании Искандара Махмудова в качестве основного инвестора. Это правда?

— Мы инвесторов не называем. Если Искандар Махмудов хочет участвовать в нашем проекте — почту за честь.

“Не то, что мы у них стырили”

— Павел, это пока только декларация о намерениях? Есть ли уже точное место, где будете строить космодром?

— Мы согласовываем участки [2 на 2,5 километра] в Нижегородской области, рассматриваем не один район, их больше двух. Там, скорее всего, всё получится, 99,9% вероятность. Самый главный вопрос — мнение федеральных органов власти. Мы выслали данные в “Роскосмос” и ждем ответа от них… Они могут сказать: “Ребята, есть международные соглашения, которые нам запрещают [размещать космодром на данной территории]…” Всякое может быть, я фантазирую сейчас.


Схема полета космической ракеты компании "КосмоКурс". Источник - cosmocourse.com

Схема полета космической ракеты компании «КосмоКурс». Источник — cosmocourse.com

— Это точно безопасно — запускать ракеты не в степи, а в более-менее населенном регионе? Жители могут быть против.

— Конечно, могут быть. Но это полностью безопасно. Даже в случае каких-то аварийных ситуаций и всех возможных отклонений у нас всё падает на территорию, которую мы отдаем под космодром. Всё просчитано и будет по ходу разработки корректироваться и согласовываться с “Роскосмосом”.

Павел Пушкин откровенно говорит, что ракеты “КосмоКурса” — полный аналог проекта New Shepard компании Blue Origin Джефа Безоса. “Не то, что мы у них стырили и скопировали”, уточняет Пушкин, просто “задачи одинаковые — похожие решения”.

Кто разрабатывает и сколько это стоит

По словам Пушкина, над проектом трудится около 40 инженеров. Все имеют серьезный опыт работы в отрасли. Кадровый состав компании на 98% состоит из технических специалистов из Бауманки, МФТИ, МАИ и других известных вузов.

Комплекс “ракета-корабль” обойдётся, по данным Пушкина, в $150-200 млн. Еще порядка $40 млн. планируется потратить на строительство наземной инфраструктуры.

В 2020 году должны быть проведены огневые испытания двигателя на космодроме. Автономные лётные испытания — с 2023 года. Первый туристический пуск — в 2025 году.

Главный конкурент — Джефф Безос

У “Роскосмоса” — орбитальный туризм. У нас — суборбитальный. Получается полная линейка космического туризма. Мы не конкурируем, а даже дополняем друг друга, — считает Пушкин.

— Кто для вас конкурент?

— Главный — компания Blue Origin Джеффа Безоса. Второй конкурент — Virgin Galactic.

СПРАВКА “КП”

Чем занимается “КосмоКурс”

ООО “КосмоКурс” создано в 2016 году. Инвесторы не раскрываются. Компания — резидент “Сколково”. На сайте указано, что “КосмоКурс” занимается “созданием многоразового суборбитального космического комплекса для туристических полётов в космос”.

Как будет выглядеть ракета и корабль для туристов

Многоразовый суборбитальный космический комплекс .

Предполагается, что экипаж будет состоять из 6 туристов и космонавта-инструктора.

Вот как гендиректор компании описывает схему работы аппарата:

— У нас одноступенчатая ракета, наверх ставится космический аппарат, внутри которого сидят шесть космических туристов. Ракета вертикально вверх выводит аппарат на высоту около 60 км, выключаются двигатели и происходит разделение. Дальше аппарат летит по инерции вверх и вниз, люди испытывают невесомость. После этого ракета управляемо садится на реактивных двигателях в точке посадки в 500 метрах от точки старта. Капсула с людьми с помощью парашютов тоже садится чуть поодаль.

Туристы проведут в невесомости до 6 минут. 15-минутный полёт обойдётся туристу в $200-250 тысяч.