Главная » Наука » Ровер Opportunity, сфотографировавший бревно на Марсе, не пережил пыльную бурю

Ровер Opportunity, сфотографировавший бревно на Марсе, не пережил пыльную бурю

Специалистам NASA не удается «разбудить» марсоход (Mars Exploration Rover) Opportunity, который сейчас, образного говоря, впал в спячку во время бушевавшей на Марсе пыльной бури.

Буря началась 30 мая 2018 года, охватила всю планету и продолжалась более 3 месяцев. Солнечные батареи марсохода по сути оказались в темноте, энергии почти не вырабатывали. При этом температура окружающей среды упала ниже минус 30 градусов, Opportunity замерз, его аккумуляторы разрядились, связь пропала — последний контакт с «землянином» состоялся 10 июня 2018 года.

В сентябре 2018 года, когда буря утихла и марсианские небеса очистились от пыли, ученые NASA нашли марсоход — разглядели его на снимках, которые передал на Землю орбитальный аппарат Mars Reconnaissance Orbiter (MRO). Opportunity оказался там, где заснул — на гребне кратера Endeavour. С высоты более 200 километров он выглядит едва заметной точкой.

Opportunity сейчас здесь - внутри белого квадрата: это край кратера Endeavour.

Opportunity сейчас здесь — внутри белого квадрата: это край кратера Endeavour.

Буря не унесла ровер. Но пыль, похоже, основательно запорошила панели его солнечных батарей. Нынешнего света вполне хватает для нормальной работы — то есть, батареи должны вырабатывать достаточно энергии, чтобы разбудить и взбодрить марсоход. Но не вырабатывают. Восстановить контакт с марсоходом не получается, хотя сигналы «Проснись» идут ему с Земли каждый день по несколько раз. Не просыпается Opportunity — ничего не отвечает. В NASA опасаются, не заснул ли он вечным сном. Но не сдаются. Попытки то ли разбудить его — спящего — то ли реанимировать впавшего в кому планируют продолжить до конца года в надежде на то, что ветер сдует пыль с панелей солнечных батарей. Такое уже бывало.

Путь - примерно 45 километров, которые проехал Opportunity.

Путь — примерно 45 километров, которые проехал Opportunity.

О результатах в NASA обещают доложить в январе 2019 года. Будут либо праздновать пробуждение, либо поминки справлять.

Opportunity — брат-близнец другого ровера Spirit. Оба прибыли на Марс в 2004 году и оказались удивительно надежными. Предполагалось, что они проработают три-четыре месяца. Но Spirit застрял в песке и в попытках выбраться окончательно сломался лишь в 2010 году, а Opportunity, может быть, до сих пор жив и еще очухается к январю.

Spirit проехал по Марсу около 8 километров, Opportunity — более 40.

Этот пейзаж Opportunity видел перед тем, как заснуть.

Энтузиастов из числа так называемых виртуальных археологов — тех, которые ищут нечто странное на снимках с других планет, Opportunity порадовал почти сразу. Сфотографировал бревно, до которого доехал на 115 день своего пребывания на Красной планете.

Взгляните, объект темного цвета очень похож на иссушенный солнцем и ветром древесный ствол. Видна характерная слоистая структура. На Земле полно таких — выброшены на берег прибоем, валяются по песчаных пляжах.

Но это бревно — что на снимке — точно с Марса. Кстати, рядом с бревном — чуть ближе к нам — заметен какой-то прямоугольный брусок.

Бревно и брусок перед объективом камеры Opportunity.

Бревно и брусок крупнее.

Увидев еще в 2004 году столь удивительные предметы, многие тогда решили: миссия удалась. Жизнь на Марсе была — это, как минимум.

Через 10 лет торжествовали и виртуальные биологи, обнаружив на серии снимков, переданных ровером в 2014 году, гриб. Выросший прямо перед Opportunity гриб. Подробнее об этом читайте Марсоход Opportunity сфотографировал плодовое тело инопланетянина?!

По официальным данным, ничего сверхъестественного Opportunity не обнаружил. В NASA, правда, уверяли, что ровер нарыл глины, которая могла образоваться лишь в непосредственной близости от воды — пресной воды. Нашел и камень, долго пролежавший в потоке воды — то ли в ручье, то ли в быстрой речке. Что свидетельствовало: на Марсе когда-то существовали вполне сносные условия окружающей среды. Но об этом «открытии» со временем забыли. А внимание серьезных специалистов, виртуальных исследователей и энтузиастов поиска следов марсиан и пришельцев переключилось на ровер «Любопытство» (NASA’s Mars rover Curiosity). Он колесит по соседней планете с 2012 года. Чувствует себя хорошо, шлет карточки.